• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция: Как мы все эти видим?

7 ноября Игорь Сергеевич Уточкин, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией когнитивных исследований прочитал лекцию в МГУ.



          Многочисленные эксперименты, проводимые на протяжении всей истории психологии, устойчиво указывают на существование "бутылочного горлышка" в системе восприятия: в каждый миг мы способны сфокусировать внимание и удержать в кратковременной памяти всего 3-4 объекта, на которые смотрим. Что же происходит со всей остальной информацией? Неужели она не преодолевает "бутылочного горлышка" и не поступает в наше сознание? Очевидно, нет — об этом свидетельствует весь наш повседневный опыт восприятия! Так как же у нас получается с легкостью воспринимать большие множества объектов и сложнейшие сцены, несмотря на жесточайшие ограничения в системе зрительного восприятия?
          В своей лекции Игорь Сергеевич показал, каким образом система восприятия получает доступ к информации о свойствах больших множеств объектов и поверхностей, минуя информацию о каждом объекте в отдельности, т.е. не затрачивая ограниченных ресурсов внимания и кратковременной памяти. В основе этой замечательной способности лежит процесс, больше всего напоминающий статистический анализ. Хотя далеко не все люди имеют представление о том, что такое статистика, наше восприятие умеет пользоваться ей прекрасно! Оно умеет сводить множественные наблюдения в компактные и точные описания подобно тому, как статистик считает среднее, стандартное отклонение и пр. Оно умеет проводить статистические сравнения, позволяя нам с легкостью классифицировать видимые элементы как одинаковые или разные — и все без идентификации самих объектов. Оперирование статистиками позволяет понять, почему мы с одного взгляда различаем сложнейшие ландшафты (например, отличаем город от леса и горы от равнин), а также автоматически ориентируемся среди десятков и сотен объектов вокруг нас.
          В заключение мы узнаем о том, чему мы можем научиться у нашего восприятия. Например, если оно так хорошо справляется со статистическими задачами, то, возможно, опираясь на него, мы можем легче понимать и усваивать вероятностные и статистические законы и правила их применения.