• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований


НУГ когнитивных исследований

 

Миссия и задачи научно-учебной лаборатории когнитивных исследований

Наша миссия — учить студентов современной когнитивной науке и прививать навыки к серьезным психофизиологическим исследованиям, как это делают в лучших университетах мира. В связи с этим нашим сотрудникам необходимо выводить качество и значимость собственных исследований на уровень мировых стандартов. Такой подход позволяет нам готовить сильных и целеустремленных исследователей, аналитиков и методологов, успешно работающих в различных профессиональных областях.

Мы исходим из того, что качественные когнитивные исследования возможны лишь в междисциплинарном сотрудничестве и сплоченности самого коллектива.

 

Мы решаем много важных задач:

  • Проводим фундаментальные и прикладные (в том числе междисциплинарные) научные исследования в области человеческого познания (восприятия, внимания, памяти, мышления), решения когнитивных задач и воплощения результатов этих процессов в поведении;
  • Привлекаем к научной работе Лаборатории преподавателей, студентов и аспирантов НИУ ВШЭ, а так же дальнейшее использование результатов этих научных исследований в образовательном процессе НИУ ВШЭ;
  • Подготавливаем новые учебные дисциплины и учебно-методические материалы в рамках направления подготовки НИУ ВШЭ «Психология» и смежных с ним направлений.
  • И наша важная задача — интернационализация образования и исследований, развитие международных проектов и партнерств. 

 

Что такое когнитивные исследования

Исследования в области человеческого познания – восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения – представляют большой интерес для психологов и представителей смежных наук. Начиная с 50-60-х годов XX века, этот интерес неуклонно растет. Во многом это связано с появлением и последующим развитием такой области, как когнитивная наука (термин появился в 1956, по названию конференции в MIT), составной частью которой является когнитивная психология (термин 1967 года, использованный У. Найссером в заглавии своей монографии). В настоящее время познание человека является одним из четырех доминирующих направлений подготовки психологов в ведущих мировых университетах: Гарварде, MIT, Кембридже, Принстоне и др. В составе факультетов психологии этих университетов насчитывается от 10 до 30 лабораторий, специализирующихся на разных аспектах познавательной активности человека. Появляются подобные подразделения и у нас, в России. С 2011 года появилась и НУГ когнитивных исследований в Высшей школе экономики.

Серьезный интерес к исследованиям в области познания обусловлен несколькими причинами. С одной стороны, это один из самых сложных и увлекательных предметов, с фундаментальной точки зрения, который, кроме всего прочего, имеет совершенно уникальный научный статус: это познание, направленное на познание. Кроме того, в связи с общим ростом информатизации современной жизни, что влечет за собой увеличение объема и скорости передачи информации, с которой сталкивается человек в профессиональной и повседневной жизни, также требует учета естественных возможностей и пределов «обработки» этой информации. Современные технологии в области рекламы и маркетинга, а также веб-дизайна и других видов области информационных технологий с необходимостью должны учитывать особенности функционирования восприятия, внимания и памяти. Особенности рассуждения (reasoning) и принятия решения (decision) человеком, равно как и другие возможности и ограничения познания (связанные также с вниманием и памятью) все больше учитываются при построении и проверке экономических моделей. Неслучайно нобелевские лауреаты по экономике Г. Саймон (1978) и Д. Канеман (2002) в психологии позиционируются как представители когнитивного направления. Изучение процессов интуиции и творчества, их стимуляции, внедрения их продуктов в практику, а также формирования инноваций выходят на первый план в тех культурах, которые ориентированы на технологические прорывы и построение инновационной экономики.

Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований

Эмпирические исследования в области когнитивной психологии в России ведутся достаточно давно, однако в конце 80-начале 90-х годов в данной сфере наметился серьезный спад. К настоящему времени существует серьезное отставание данной области в развитии от мировой науки (как по количеству, так и по качеству), хотя сообщество ученых постепенно возрождается. Исследования в области познания систематически проводятся на факультете психологии НИУ-ВШЭ с 2005 года коллективом преподавателей, которые и выступили инициаторами создания научно-учебной группы (НУГ) когнитивных исследований: И.С. Уточкиным, С.Р. Яголковским, Ю.М. Стакиной. Кроме сотрудников Вышки, с момента начала работы НУГ к коллективу присоединились коллеги из других учреждений, которые также вот уже много лет работают в области когнитивных исследований: В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман, А.А. Котов, Д.В. Люсин, В.В. Овсянникова.

26 октября 2012 года Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение о создании Научно-учебной лаборатории когнитивных исследований факультета психологии НИУ ВШЭ.

 

Также читайте о нас на новостном портале НИУ ВШЭ.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!