• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Второй семинар по когнитивным исследованиям

Во вторник, 15 марта 2011 года, на факультете психологии НИУ ВШЭ состоялся совместный семинар Лаборатории когнитивных исследований и Лаборатории когнитивной психофизиологии. С докладом выступила М.В. Фаликман.

Во вторник, 15 марта 2011 года, на факультете психологии НИУ ВШЭ состоялся совместный семинар Лаборатории когнитивных исследований и Лаборатории когнитивной психофизиологии. На семинаре выступила кандидат психологических наук Мария Вячеславовна Фаликман. Доклад назывался «Эффект превосходства слова и внимание».

Красной нитью через доклад проходила идея разделения двух встречных потоков обработки информации. С одной стороны, это восходящий (bottom-up) поток, или ведомый входными данными, т.е. физическими характеристиками воздействий на органы чувств. С другой стороны - нисходящий (top-down) поток, т.е. влияние ожиданий, целей, стратегий и, наконец, направления внимания на то, что из входных данных будет обработано, как и в какой степени.

Ярким примером такой нисходящей обработки информации является эффект превосходства слова – ЭПС (word superiority effect, WSE). Он заключается в том, что перцептивная задача в отношении отдельных букв, входящих в состав буквенного набора, обычно решается эффективнее, если этот буквенный набор является словом. Этот эффект часто проявляется автоматически, т.е. даже тогда, когда испытуемый не ставит перед собой специальной цели читать или анализировать слово (более того, он может вообще не осознавать, что ему было предъявлено слово!). Похоже, навык чтения является весьма «могущественной силой», способной влиять на наше поведение в гораздо большей степени, чем может  показаться на первый взгляд.

Однако действительно ли ЭПС так жестко детерминирован сугубо автоматическими процессами? В своей исследовательской работе Мария Вячеславовна ищет ответ на вопрос, какова роль внимания в возникновении ЭПС. Эту работа Мария Вячеславовна довольно давно ведет со своими коллегами, и именно ей была посвящена основная часть доклада. Что если показывать слова по частям или привлекать внимание к отдельным частям слов, а от других отвлекать? Это значит, что в разные моменты времени в фокусе внимания окажется не все слово целиком, а лишь его фрагменты. Проявится ли тогда ЭПС? Если он диктуется чисто автоматическими процессами, то да. Если же внимание и осознанные стратегии действительно играют роль в возникновении ЭПС, то, скорее всего, нет. Эту проблему коллектив исследователей, возглавляемый М.В. Фаликман, изучает в серии оригинальных экспериментов на материале современных методик исследования внимания, особым образом модифицированных для изучения ЭПС. В частности, были проведены исследования на материале весьма распространенной методики зрительного поиска, а также не материале так называемых ошибок внимания – феномена мигания внимания (attentional blink), слепоты, вызванной движением (motion induced blindness) и др.

Одно из интереснейших и, на мой взгляд, весьма перспективных понятий, предложенных докладчиком, стало понятие «квант внимания», которое может быть использовано при объяснении как результатов экспериментов с ЭПС, так и более широкого класса явлений внимания.

И. Уточкин

Фото: К. Большакова, Ю. Стакина, Б. Чернышев