• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третий семинар по когнитивным исследованиям

В среду, 6 апреля 2011 года состоялся очередной семинар по когнитивным исследованиям. На нем с докладом "Стратегии формирования значений слов в раннем детстве" выступил кандидат психологических наук А.А. Котов.

6 апреля состоялось очередное заседание Лаборатории Когнитивных исследований, на котором с докладом «Стратегии формирования значений новых слов в раннем детстве» выступил кандидат психологический наук А.А. Котов. Вступительное слово и функцию модератора взял на себя В.Ф. Спиридонов.

Эпиграфом к докладу вполне могли бы служить слова М. Хайдеггера с его знаменитых Цолликонеровских семинаров: «Вы уже детьми осознавали, что такое дерево, имели об этом некое предпонимание. В назывании вещей, ... в языке, всякое образование понятий ... уже предобозначено». Откуда берется это предпонимание – главный вопрос данного направления исследований.

Начал докладчик традиционно, с описания бэкграунда своего направления исследований, с того, что вообще известно о развитии речи. В этом историческом экскурсе были обозначены, с одной стороны, ключевые даты, например, переход от идеографических исследований вроде изучения словарного запаса, его прироста, к экспериментальным исследования образования понятий; а с другой, ключевые исследования, ставящие открытые вопросы перед учеными вроде того, зачем нам такой огромный словарный запас при достаточной скудности его употребления. Эксперименты с глухими и слепыми детьми показали, что такие дети не отстают в своем развитии от нормальных, и даже стадии развития речи для них в той или иной степени соблюдаются. Каким же образом у них (и у всех детей в целом) формируются понятия, что позволяет отбрасывать лишнее и формировать некое содержание? В качестве ответа на этот вопрос были представлены две стратегии: ассоциативная и «теоретическая», которую я бы лично назвал «когнитивной». Согласно первой, признаки понятия распределены не случайно, какие-то встречаются чаще, в связке с другими. Через ассоциативную связь мы и понимаем значение нового слова. Согласно второй, предполагается задействование интеллектуальных ресурсов: понимание намерений и жестов, мыслительные операции, уже имеющийся багаж знаний позволяют нам содержательно различать предметы. Однако откуда берется этот багаж знаний, какими параметрами задается стратегия отбора – однозначно неизвестно. Известно лишь, что в качестве таких параметров выступают форма предмета, слово-название, цвет, деятельность. Очевидно, что полный перечень этим списком не исчерпывается. В качестве еще одного параметра А.А. Котовым предлагается и находит свое экспериментальное подтверждение параметр движения. Экспериментально установлен интересный факт: если речь идет о формировании значений для искусственных объектов, параметр формы оказывает важнее параметра движения, и наоборот, для реальных объектов уже параметр движения оказывается важнее.

В заключении докладчик обозначил перспективы своих исследований в этой области, как то: что покажет видеокамера, прикрепленная к голове ребенка, которому в реальной ситуации необходимо будет выхватывать значения новых слов. Идея достаточно интересная, т.к. её воплощение позволит «увидеть» стратегию отбора «под углом зрения» ребенка.После сообщения состоялась живая дискуссия, в которой оппонентами докладчика были затронуты области и других сфер психологической науки – психофизиологии, психологии памяти, возрастной психологии и лингвистики. Как заметил в своем заключительном В.Ф. Спиридонов, аудиторию наконец-то прорвало на обсуждение, что особенно важно, т.к. только в дискуссии наука и делается. В общем, верным путем двигаемся, товарищи!

М. Пермогорский

 

Уже третий семинар лаборатория собирает своих сотрудников. На этот раз выступающего представил В.Ф. Спиридонов. Докладчиком был кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории Алексей Александрович Котов. Тема его доклада: «Стратегии формирования значений новых слов в раннем детстве». Сначала Алексей Александрович рассказал, как у детей формируется речь, точнее, возможные предположения о формировании речи. А также выделил проблемы исследования: «речевой взрыв», несовпадение наименования с тем, что видит ребенок и кросс-культурные особенности воспитания. Кроме того, была затронута тема особой коммуникации младенцев, называемая мануальным лепетом. Ее суть заключается в том, что малыш «общается» с окружающими его людьми с помощью движений пальцами. Проблему необходимости слов еще в XVII в. поднял английский философ Джон Локк. Психологи начали подробно ее изучать лишь в 1878 г. Сначала этим занимались С. Кэри и Э. Бартлетт, которые выяснили, что дети могут устанавливать связь между новым словом и новым объектом: «новое слово обозначает новый для меня объект». Такой метод научения получил название fastmapping. Подобные исследования продолжались. Более того, выяснили, что память на новое сформированное значение длится от шести недель до двух месяцев! Сейчас развиваются два направления объяснения феномена fastmapping. Первое связано с работой высокоуровневых механизмов – так называемые «теоретические подсказки». Второе – с работой низкоуровневых механизмов – «перцептивные подсказки». В завершение доклада Алексей Александрович рассказал о своих исследованиях в этой области. Например, согласно результатам одного из его  исследований, дети больше обращают внимание на движение объектов, и поэтому одинаково двигающимся объектам они дают одно название.

На этот раз к докладчику было очень много вопросов. Более того, присутствующие очень активно дискутировали. Владимир Феликсович даже прокомментировал, что слушающие (и в первую очередь, студенты Вышки), наконец-то, начали включаться в работу.

Е. Архипова

Фото: Ю. Стакина, И. Уточкин