• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шестой семинар по когнитивным исследованиям

11 мая 2011 года состоялся очередной семинар по когнитивным исследованиям. На нем с докладом "Взаимосвязь когнитивных и аффективных процессов" выступил старший научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Д.В. Люсин.

11 мая 2011 года состоялся доклад к.п.н., старшего научного сотрудника НУГ когнитивных исследований Дмитрия Владимировича Люсина на тему «Взаимосвязь когнитивных и аффективных процессов».

В рамках освещаемой проблемы докладчик выделил два основных направления исследований:

  1. Влияние эмоциональных состояний на когнитивные процессы.
  2. Особенности переработки эмоционально окрашенных стимулов.

Первое направление было представлено обзором эмпирических исследований, посвященных проблеме влияния эмоций на процессы запоминания и воспоминания информации. Особый интерес в данном направлении вызывают исследования Бауэра с соавторами, в которых был показан эффект конгруэнтности эмоционального состояния при запоминании и воспоминании и эмоциональной окраски информации (Bower et al., 1980, 1981). Также были рассмотрены современные исследования, направленные на изучение зависимости эффекта конгруэнтности от глубины переработки информации (Сысоева, 2004). Их результаты говорят о том, что описанные выше эффекты конгруэнтности могут быть получены при глубинной переработке информации и в достаточно выраженных эмоциональных состояниях.

В рамках первого направления также были рассмотрены вопросы влияния эмоций на творческое мышление и креативность. В данном блоке были представлены результаты исследований Э.Айзен, показавшие прямую зависимость между переживаемыми положительными эмоциями и уровнем креативности (Isen et al., 1987). Однако позже другими исследователями - Г. Кауфманом и С. Восбургом – были получены противоположные результаты (повышение креативности под влиянием отрицательных эмоций), которые были объяснены различными стратегиями решения («удовлетворения» и «оптимизации»), по разному влияющими на оригинальность и беглость ответов. Другой попыткой объяснения столь противоречивых результатов стала модель Л.Мартина  «эмоция как информация», учитывающая как когнитивные, так и мотивационные факторы и предполагающая наличие взаимозависимости настроения и когнитивных стратегий.  

Следующее направление исследований, рассмотренное в ходе доклада, было посвящено особенностям переработки эмоционально окрашенной информации. Как это ни парадоксально, но главный вопрос в этой области – действительно ли существуют такие особенности?  Примеры исследований, подтверждающие этот факт, все же существуют (исследования Э.Остин). Однако вопрос остается открытым, поскольку большинство эффектов, связанных с переработкой эмоциональной информации, получается при работе с угрожающими стимулами или с людьми, страдающими фобиями. Кроме того, существует предположение, что пугающие стимулы подвергаются более быстрой и грубой обработке. Этой проблеме посвящены исследования А. Эмана по переработке угрожающих стимулов при сублиминальном предъявлении и в задачах на поиск (Öhman & Soares, 1994; Öhman et al., 1999).

Отдельно были рассмотрены особенности процессов внимания при переработке эмоционально окрашенных стимулов. Основной интерес здесь вызывает «эмоциональный эффект Струпа». Он заключается в увеличении времени реакции при назывании цвета, которым напечатано слово, если это слово несет эмоциональную окраску. Наиболее ярко эффект проявляется с угрожающими стимулами или стимулами, связанными с социальной тревогой (даже при условии, что само слово не имеет негативной эмоциональной окраски).

Существует три основных подхода к объяснению «эмоционального эффекта Струпа». Первое основывается на модели Коэна с соавторами для классического эффекта Струпа (Williams et al.). Второе заключается в предположении об общем замедлении переработки под влиянием угрозы (Algom et al.). В качестве третьего выдвигается положение о существовании «быстрого» и «медленного» эффектов при переработке информации (McKenna & Sharma). Однако последние исследования (Frings et al., 2010; Сысоева, 2010), направленные на экспериментальную проверку теоретических объяснений, пока не дают однозначного ответа.

Однако, несмотря на то, что данная область является весьма обширной и включает множество вопросов, которые не были освещены в докладе, систематические исследования начали проводиться только в последние десятилетия. Таким образом, данная область является весьма перспективной и представляет широкие возможности для исследования.

А. Платонова

Фото: Ю. Стакина, И. Уточкин