• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Седьмой семинар по когнитивным исследования

В среду, 25 мая 2011 года, на факультете психологии НИУ ВШЭ состоялся очередной семинар когнитивных исследований. На нем с докладом "Креативность и инновационность в контексте продуктивной мыслительной деятельности" выступил ведущий научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Сергей Ростиславович Яголковский.

Лаборатория продолжает знакомство с направлениями исследований  своих сотрудников.  На этот раз с докладом  "Креативность и инновационность в контексте продуктивной мыслительной деятельности" выступил кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Сергей Ростиславович Яголковский.

В рамках исследования креативности  докладчик подробно рассказал о  групповом творчестве. Чаще всего групповое творчество осуществляется в виде мозгового штурма  (brainstorming). Существуют весьма противоречивые данные об эффективности групповой творческой работы по сравнению с индивидуальной. В одних случаях группа тормозит творческий процесс, в других наоборот, усиливает, а иногда его эффективность зависит от  количества человек в группе.  Высокая эффективность достигается за счет эмоционального подъема и следования поговорке «одна голова хорошо, а две лучше». Торможение группового  творческого процесса может наступить в следствии перекладывания ответственности за общий результат на других участников группы, боязни оценки, невозможности (вероятной) быть услышанным. Отдельно были  выделены когнитивные факторы  мозгового штурма:  внимание и необходимость запоминать идеи других, сосредоточенность на задаче, особенности структуры задачи. Все перечисленные факторы могут  снижать или повышать эффективность работы.   Мы также узнали о преимуществах электронного мозгового штурма GDSS (Group Decision Support System)GSS (Group Support System). Затем Сергей Ростиславович познакомил участников семинара с собственным исследованием    группового творчества. Оно  посвящено оценке влияния формы обмена идеями и содержания идей на личные  достижения. Испытуемым предоставлялась возможность заимствовать чужие идеи либо опосредованно, через текст, либо через непосредственное общение с «подставным» участником.  В качестве зависимой переменной регистрировались такие параметры креативности как гибкость продуктивность и оригинальность сгенерированных  испытуемыми  идей.  Оказалось, что оригинальные чужие идеи, “несуразные”,  противоречивые, а в  некоторых случаях -   агрессивные способны оказать значимое позитивное влияние на оригинальность нашего собственного продукта.  При непосредственном взаимодействии с другим человеком наши идеи становятся заметно более продуктивными, чем при опосредованной форме обмена идеями.

Затем Сергей Ростиславович  обратился к исследованиям  инновационности.  Сама суть понятия  не нова, но  научный интерес обращен к нему  не так давно.  Самым трудным для понимания был, пожалуй, вопрос о различии креативности и инновационности. Сергей Ростиславович  постарался прочертить между ними тонкую границу.  После рассказа о  видах инноваций, формах их позитивного влияния на когнитивную сферу,  о типах субъектов инновационной деятельности, автор остановился на самом проблемном на сегодняшний день вопросе – диагностике инновационности.  Участники семинара заметили, что в разработке собственных методов диагностики инновационности  может наметиться перспектива научной деятельности. А пока автор познакомил аудиторию с еще одним собственным эмпирическим исследованием, касающимся взаимосвязи различных факторов продуктивной мыслительной деятельности: креативности (тест Дж. Гилфорда), интеллекта (тест КОТ), потребности в новых ощущениях (тест М.Закермана SSS) и инновационности (тест М. Кёртона KAI).

P.S.  Тема  творчества и инновационности как-то само собой вызывает положительные эмоции, и сегодняшний докладчик знаком нам как позитивно настроенный человек.  Поэтому сотрудники НУГ были особым образом подготовлены  к предстоящему семинару.  Коллега Сергея Ростиславовича Кирилл Гребнев, принес авторские  «фантастические» пространственные  головоломки и желающие  около часа перед семинаром разбирали/собирали их, участвуя и в индивидуальном и в групповом творчестве, и поражались тому, как можно изобрести такие штуки.

Ю. Стакина

Фото Ю. Стакина, И. Уточкин