Десятый семинар по когнитивным исследованиям
3 ноября 2011 года на факультете психологии НИУ ВШЭ состоялось очередное заседание научного семинара НУГ когнитивных исследований НИУ ВШЭ. На нем с докладом выступила доктор психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Вероника Валерьевна Нуркова. Название доклада: «Новые технологии регуляции автобиографической памяти: костыли или гибридная память?».
3 ноября 2011 года на факультете психологии состоялось очередное заседание научного семинара НУГ когнитивных исследований НИУ ВШЭ. На нем с докладом выступила доктор психологических наук, доцент факультета психологии МГУ Вероника Валерьевна Нуркова. Название доклада было весьма интригующим: «Новые технологии регуляции автобиографической памяти: костыли или гибридная память?».
Первая часть доклада была посвящена краткому обзору современного состояния проблематики автобиографической памяти (АП) – особой и эволюционно очень молодой когнитивной системы, предположительно связанной с функциями самосознания, а также поддержания личностной и социокультурной. Поскольку природа АП, судя по всему, культурная, то автор считает логичным применить к ее анализу культурно-исторический подход Л.С. Выготского. С точки зрения данного подхода, центральной проблемой становится проблема средств организации АП. По мнению автора, АП современного человека – это система, опирающаяся одновременно на внутренние (идеальные, собственно психологические) и внешние средства. В качестве яркого примера последних, в частности, выступает относительно недавно изобретенное культурное средство – фотография. Таким образом, АП, по утверждению В.В. Нурковой, носит «гибридный» характер.
В свете идеи «гибридности» весьма заманчивой становится идея о создании технологий, которые бы позволили более эффективно использовать внешние средства организации АП. Практический смысл таких технологий связан, в частности, с тем, что большинству людей зрелого и пожилого возраста свойственно оценивать как наиболее позитивный и более насыщенный событиями лишь период жизни с 16 до 30 лет (период «пика воспоминаний»). Если с помощью подобных технологий человек мог бы больше помнить о своей автобиографии и в более поздний период, то, в конечном итоге это позволило бы ему чувствовать себя более счастливым.
Вместе с тем, В.В. Нуркова подвергает критике существующие на сегодняшний день подходы к технологии регуляции АП (реализованные, например, в системах ViconRevue или онлайн-сервисе Pummelvision). В основном они основаны на том, что человеку предлагается с определенной периодичности просматривать большие последовательности фотографий в режиме смены слайдов с высокой скоростью. Проблема в том, что подобные технологии опираются исключительно на внешние средства, не задействуя внутренних ресурсов «гибридной» АП.
В заключительной части своего доклада (которая и вызвала наиболее оживленный интерес аудитории и основное количество вопросов) В.В. Нуркова рассказала о собственных исследованиях в области технологий. В основе подхода лежит идея о лабораторном моделировании феномена «мгновенного жизненного обзора» - переживания, возникающего у некоторых людей в ситуации, угрожающей жизни, и описываемого как «вся жизнь промелькнула перед глазами». Предположительно, опыт МЖО обладает потенциалом интеграции АП. Вероника Валерьевна рассказала о первых экспериментах, в которых с помощью совмещения звукоряда с записью собственных автобиографических рассказов испытуемого и видеоряда с быстрой сменой значимых для него фотографий индуцировалось состояние, сходное с МЖО. Основной же смысл состоит не в индукции МЖО как такового, а в оценке влияния подобного состояния на трансформацию содержаний АП. Стоит отметить, что эту работу вместе со своими учениками В.В. Нуркова начала сравнительно недавно, и поэтому речь шла только об общей идее и предварительных результатах ее реализации. Организаторы семинара искренне надеются, что о продолжении этой работы Вероника Валерьевна в будущем расскажет в рамках нашего семинара.
Текст и фото: И.С. Уточкин