Двенадцатый семинар по когнитивным исследованиям
29 ноября 2011 года на факультете психологии НИУ ВШЭ состоялся 12 научный семинар НУГ когнитивных исследований НИУ ВШЭ, на котором с последними новостями из области исследований объектного внимания выступила ведущий научный сотрудник НУГ Мария Вячеславовна Фаликман. Её доклад был посвящен обзору работ, представленных на международном научном семинаре "Attention and Objects" (27-29 октября 2011, г. Роверето (Италия)). Краткий репортаж об этом событии ранее был размещен в разделе «Новости».
29 ноября 2011 года на факультете психологии НИУ ВШЭ состоялся 12 научный семинар НУГ когнитивных исследований НИУ ВШЭ, на котором с последними новостями из области исследований объектного внимания выступила ведущий научный сотрудник НУГ Мария Вячеславовна Фаликман. Её доклад был посвящен обзору работ, представленных на международном научном семинаре "Attention and Objects" (27-29 октября 2011, г. Роверето (Италия)). Краткий репортаж об этом событии ранее был размещен в разделе «Новости».
В научную программу семинара были включены 9 пленарных докладов приглашенных ведущих мировых специалистов в области экспериментального изучения и компьютерного моделирования объектно-ориентированного внимания из США, Германии, Голландии, Израиля и Испании и две секции стендовых докладов, где представляли свои исследования участники семинара, тезисы которых были отобраны международным программным комитетом. В своем обзоре Мария Владимировна основное внимание уделила именно пленарным докладам, часть из которых касались психологических механизмов объектного внимания, часть - психофизиологических. Содержание этих докладов достаточно подробно отражено в презентации, поэтому ограничусь их кратким описанием.
Джереми Вольф (Гарвардский университет, США) в докладе «Зрительный поиск объектов» предложил оригинальную модель «управляемого зрительного поиска», согласно которой поиск объекта осуществляется в отношении «прото-объектов» и его эффективность зависит от доступных источников управления поиском (семантического, синтаксического, эпизодического). На примере был показан основной фокус внимания лаборатории в последние 2 года – «синтаксические ключи», в качестве которого рассматривается признак удаленности / глубины.
Рут Кимчи (Университет Хайфы, Израиль) в докладе «Внимание в опознании зрительных объектов» показывает, что опознание объекта – это выбор одной из возможных альтернатив на основе взаимодействия восходящих и нисходящих процессов, в котором ключевую роль играет внимание. Под воздействием этого доклада у М.В. Фаликман возникли новые идеи, которые будут экспериментально проверены в рамках НУГ.
Джордж Альварес (Гарвардский университет, США), основываясь на ранее полученных эмпирических данных, справедливо задается вопросом, насколько независимы друг от друга полушария при осуществлении пространственного отбора? Полученные по результатам исследования данные пока не могут объяснить сами авторы. Оказывается, что при слежении за 1 объектом в любом полуполе информации подается сразу в оба полушария, а в ситуации 2-х объектов по одному в каждом полуполе – информация «расходится» по своим полушариям без дублирования. Зачем нужна ипсилатеральная информация, исследователи ответить не смогли. Самый возможный ответ – дублирование «на всякий случай» контрлатеральной информации.
Работа Лизы Файгенсон (Университет Джона Хопкинса, США), под названием «Объем рабочей памяти и структурирование у младенцев», напрямую связана с одним из проектов НУГа. Было показано, что объем рабочей памяти детей обычно ограничен 3 предметами, однако группировка (пространственно-временная, концептуальная, иерархическая) позволяет существенно увеличить это объем.
Крис Оливерс (Свободный университет Нидерландов) в своих исследованиях пытается ответить на вопрос, как содержание рабочей памяти влияет на решение задач «на внимание». По результатам его исследований оказывается, что лишь в том случае, когда рабочая память становиться «шаблоном внимания», но актуальным лишь для конкретного одного типа задачи. По мнению докладчика, «шаблон внимания» является больше мифологемой, чем объяснительной моделью, т.к. данных за 1 такой «шаблон» крайне мало, но здесь есть над чем подумать.
На этом М.В. Фаликман завершила обзор психологических докладов и перешла к 2 психофизиологическим.
Эрнст Нибур (Университет Джона Хопкинса, США) в докладе «Контур принадлежит фигуре, но откуда об этом знают нейроны?» представил конкретный пример попытки моделирования нисходящих влияний на обработку зрительной информации.
Штефан Тройе (Немецкий Центр приматологии), пытаясь ответить на вопрос, как связаны между собой нейроны, избирательно реагирующие на признаки, и внимание к этим признакам, в исследованиях на обезьянах приходит к следующему выводу: внимание, направленное на релевантный признак, дает прирост в активации нейрона, в рецептивном поле которого находится соответствующий объект. Отсюда возникает обоснованная мысль, что рецептивное поле нейрона можно рассматривать как единицу отбора.
В заключении были представлены основные тренды стендовых докладов: внимание при аутизме, внимание и затылочная кора, неосознаваемые эффекты, компьютерное моделирование и роботехника и др. В целом выделяется две основные тенденции в исследованиях объектно-ориентированного внимания в современной когнитивной науке: с одной стороны, это рост интереса к нисходящим влияниям на функционирование зрительного внимания, а с другой – стремление к созданию компьютерных моделей, которые описывали бы его механизмы на нейронном и нейрохимическом уровнях.
Завершился семинар несколькими вопросами на уточнение нераскрытых в докладе положений.
М.С. Пермогорский
Фото: И. Уточкин, Р. Вахрушев