• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Одиннадцатый семинар по когнитивным исследованиям

17 ноября 2011 года на факультете психологии состоялся очередной семинар НУГ когнитивных исследований. На этот раз на нем с докладом выступил аспирант Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Четвериков с докладом на тему «О том, как нам не нравится то, чего мы не помним».

17 ноября 2011 года на факультете психологии состоялся очередной семинар НУГ когнитивных исследований. На этот раз на нем с докладом выступил аспирант Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Четвериков с докладом на тему «О том, как нам не нравится то, чего мы не помним».

В докладе была представлена серия оригинальных экспериментов, в которых автор попытался по-новому взглянуть на проблему узнавания и эмоций. Дело в том, что согласно традиционным представлениям (например, R. Zajonc, L. Jacoby и др.), существует простая и более или менее однозначная связь между узнаванием прошлых событий и эмоциональным отношением к ним: как правило, те события, с которыми мы уже сталкивались в прошлом, оцениваются нами более позитивно, чем события, с которыми мы сталкиваемся впервые. Разумеется, это утверждение справедливо только для тех событий, которые при первом знакомстве произвели на нас эмоционально нейтральный эффект. Подобный феномен повышения субъективной оценки знакомых, но нейтральных событий, носит название «эффекта простого предъявления».

Эксперименты, проведенные А. Четвериковым, заставляют в некотором смысле по-новому взглянуть на этот эффект. По мнению автора, эмоциональная оценка прошлых событий зависит не только от того факта, встречалось ли это событие в прошлом или нет, но также и от того, как представлено оно в нашем сознании. Так, по результатам экспериментов, эмоциональная оценка стимулов, которые уже были предъявлены испытуемым, действительно отличается от оценки новых, ранее не предъявлявшихся стимулов. Однако также обнаружилось, что оценки ранее предъявленных стимулов разнятся в зависимости от того, считает ли испытуемый этот стимул знакомым или нет. Для верно узнанных стимулов эмоциональные оценки сдвигались в положительную сторону, что соответствует стандартному эффекту простого предъявления. Для стимулов, предъявленных ранее, но не опознанных, эмоциональные оценки, напротив, сдвигаются в отрицательную сторону.

С точки зрения традиционных представлений о памяти в когнитивной психологии, полученный факт может интерпретироваться как один из многочисленных аргументов в пользу разделения имплицитной и эксплицитной памяти – эта идея поддерживается тем, что сдвиг в эмоциональных оценках был получен для всех ранее предъявленных стимулов – и субъективно знакомых, и субъективно незнакомых. Однако более интересным является расщепление эмоциональных оценок в зависимости от субъективной знакомости, и этот факт, вероятно, сложнее объяснить в терминах подобной дихотомии. Возможное объяснение, предлагаемое автором (и которому была посвящена значительная часть дискуссии на семинаре и после него), основано на подходе, предлагаемом В.М. Аллахвердовым, и связанном с идеей об активном сознании, самостоятельно выдвигающем и проверяющем гипотезы об окружающем мире и принимающем решение об осознании (принятии гипотезы) или неосознании (отвержении гипотезы).

И.С. Уточкин

Фото: И. Уточкин