• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Двадцать четвертый семинар по когнитивным исследованиям

22 февраля 2013 года на факультете психологии НИУ ВШЭ состоялся первый в новом году семинар НУЛ Когнитивных исследований, на котором с докладом выступила сотрудник Научно-образовательного центра социальных компетенций и интеллекта МГППУ Татьяна Анатольевна Сысоева. Тема доклада: "Эмоциональный эффект Струпа: механизмы возникновения и связь с эмоциональным интеллектом".



22 февраля 2013 года
на факультете психологии НИУ ВШЭ состоялся первый в новом году семинар НУЛ Когнитивных исследований, на котором с докладом "Эмоциональный эффект Струпа: механизмы возникновения и связь с эмоциональным интеллектом" выступила сотрудник Научно-образовательного центра социальных компетенций и интеллекта МГППУ Татьяна Анатольевна Сысоева.

Доклад состоял из 3 частей. Первая часть доклада была посвящена описанию сути эмоционального эффекта Струпа (ЭЭС), а также психологическим подходам, в рамках которых исследуется данный эффект. Классический ЭЭС заключается в том, что люди медленнее называют цвет, которым напечатаны эмоционально нагруженные стимулы, по сравнению с эмоционально нейтральными. Основные исследования этого эффекта сосредатачиваются либо на исследовании механизмов его возникновения (общепсихологический подход), либо на  исследовании связей ЭЭС с различными индивидуальными характеристиками (дифференциально-психологический подход). Далее были приведены собственные ранние исследования автора, в которых впервые на русскоязычной выборке был продемонстрирован статистически значимый эмоциональный эффект Струпа, а также обнаружено, что испытуемые делятся на тех, кто демонстрирует прямой (т. е. замедляются при работе с эмоционально окрашенными стимулами) и обратный ЭЭС (т. е. называют цвет эмоционально окрашенных стимулов быстрее, чем нейтральных).

Вторая часть доклада была посвящена попытке прояснения подобного разделения выборки. Основываясь на анализе других исследованний, докладчик рассказала о двух диаметрально противоположных взглядах на природу  ЭЭС. С точки зрения одних исследователей, ЭЭС рассматривается как «быстрый» эффект: замедление возникает в рамках текущей пробы, и связанно с автоматическим привлечением внимания к угрожающей информации.  Однако другой взгляд на эту проблему предполагает рассмотрение ЭЭС как «медленного» эффекта: замедление проявляется с задержкой в пробах, следующих за содержащими угрожающую информацию, и связано с переключением внимания с эмоционально нагруженной стимуляции или с общим замедлением всех реакций в ответ на демонстрацию угрозы.  Далее было рассказано о двух проведенных докладчиком исследованиях, в из которых была предпринята попытка верификации теоретической модели, описывающей возникновение эффекта как быстрого; в другом – попытка выявить природу эффекта при помощи использования задач на лексическое решение, предъявляемых непосредственно после задач на называние цвета. Оказалось, что полученные результаты не позволяют достичь поставленных целей, что трубует либо пересмотра теоретических положений, либо изменения дизайна самого исследования.

В третьей части доклада речь шла о взаимосвязи выраженности ЭЭС и эмоционального интеллекта. Было обнаружено, что подобная связь существует только с показателями показателями самоотчетной методики измерения эмоционального интеллекта (ЭмИн), причем она оказывается более выраженной для испытуемых с прямым эффектом и отсутствует для испытуемых с обратным эффектом.

В завершении семинара состоялось довольно активное обсуждение  доклада (среди дискутантов: И.С. Уточкин, В.Ф. Спиридонов, Д.В. Люсин, Д.В. Девятко, М.С. Пермогорский). В этой дискуссии были уточнены некоторые нераскрытые положения, отмечены слабые и проблемные зоны исследования (как в теоретическом, так и эмпирическом плане), а также сделаны ценные замечания по улучшению как проведенных, так и планируемых исследований докладчика.


Пермогорский М.