• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа "Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии": день первый

Начала свою работу Летняя школа "Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии".


31 августа  2013 года в пансионате "Лесной городок" в Подмосковье начала свою работу организованная НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ Летняя школа "Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии", посвященная 110-летию со дня рождения Карла Дункера (1903-1940). Её участниками стали 35 человек (студенты, аспиранты, исследователи, преподаватели), интересующиеся или непосредственно проводящие исследования в русле когнитивной психологии. Были представлены ведущие ВУЗы России: Московского  государственного университета им. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского  государственного университета, Ярославского государственного университета, Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.

Конференция началась, что называется, "с места в карьер": краткая самопрезентация участников, вступительные слова председателя Оргкомитета конференции, д. пс. н., главного н.с. НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ В.Ф. Спиридонова, и сразу, без раскачки, его научный доклад. В докладе были представлены новые экспериментальные данные, полученные на материале решения задачи 9 точек, проясняющие психологические механизмы и содержание инсайта. Полученные данные, а также попытки их теоретического объяснения вызвали бурную дискуссию уже в процессе презентации. Примечательно, что доклад был построен как образец основнйо идеи вступительного слова: аргументация и строгая методология исследования выше ссылок на авторитетов и "метафизики".

До ужина были заслушены еще 3 доклада. И.Ю. Владимиров, доцент ЯрГу в своем выступлении "Рабочая память как система обслуживающая мыслительный процесс" затронул тему исследования связи процессов рабочей памяти и мышления. Им были рассмотрены и систематизированы основные существующие подходы к исследованию этой тематики (экспериментальный (европейский) и корреляционный (северо-американский)), проанализированы особенности функционирования рабочей памяти при решении разных типов задач (инсайтных и не инсайтных).

Т.Н. Котова, к. пс. н, ведущий научный сотрудник МГППУ представила экспериментальные факты, описывающие феноменологию эссенциализма,  как в области категоризации у дошкольников и детей раннего возраста, так и в области опоры на схему при решении задач дошкольниками и младшими школьниками, наряду с результатами в области чрезмерного подражания у испытуемых раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Для справки: Эссенциализм – представление, что категория имеет под собой некую реальность, или истинную природу, которую невозможно наблюдать прямо, но которая придает объекту его идентичность и из которой проистекают все его свойства. В таких случаях, человек, использующий некоторое предыдущее знание, действует так, словно бы категории реальны: то есть, они соответствуют некоей «настоящей» структуре мира (не релятивны), их открывают (а не изобретают). При обсуждении этих данных были рассмотрены некоторые существующие теории эссенциализма, натурализма и других, связанных с ними, особенностей использования понятий, а также особое внимание было уделено гипотезе обусловленности подобной структуры понятий механизмами социального научения и их функцией в обеспечении совместной деятельности и коммуникации.

Завершающий доклад с интригующим названием "Базовый уровень категоризации – необъясненный феномен в психологии понятий" был представлен к. пс. н., н.с. НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ Ал. А. Котовым. Структурно выступление было построено как дискуссия между сторонниками трех подходов к объяснению феномена базового уровня категоризации – теории прототипов, теории примеров и теории фонового знания. Однако ни один из подходов не дал исчерпывающего объяснения природы базового уровня, что привело к масштабным исследованиям категоризации на субординатном и суперординантном уровнях в 1980-1990-х гг.; новому направлению в изучении экспертного и «культурного» знания; применению закономерностей категоризации к непредметным областям, свойственным социальной психологии и психологии личности.  Завершился доклад также интригующе: феномен базового уровня - революционное открытие Э.Рош и ее коллег, к теоретическому пониманию которого современная теоретическая психология пока еще не готова.

Вечером в процессе неформальной беседы участники имели возможность ближе познакомиться друг с другом, обсудить интересующие их вопросы (как профессионального плана, так и не очень), наладить контакты и прочее-прочее-прочее... To be continued...


Пермогорский М.
Фотографии с мероприятия ожидаются позже