• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Летняя школа "Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии"

Завершила свою работу Летняя школа "Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии".


Организованная НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ 4-я Летняя школа "Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии", посвященная 110-летию со дня рождения Карла Дункера (1903-1940), прошла в пансионате "Лесной городок" в Подмосковье  31 августа - 4 сентября 2013 года. Среди 40 участников - студенты, аспиранты, молодые исследователи и преподаватели из ведущих ВУЗов России: Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Национального исследовательского университета Высшая Школа Экономики, а также специалисты из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института возрастной физиологии РАО и Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, ВЦ РАН, НИЦ «Курчатовский институт» и Политехнического музея.

Участники Летней школы были отобраны в результате двухступенчатого конкурса на основе представленных ими тезисов собственных психологических исследований. На первом этапе к каждой присланной работе члены программного комитета сформулировали замечания, которые требовали исправления и доработки. На основе доделанных тезисов был сделан окончательный отбор.

Среди сложившихся за много лет принциповработы школсамыми важными, безусловно, являются теоретический и методический плюрализм и ориентация в обсуждениях на содержательные аргументы, а не на формальные статусы участников. Именно так строилась работа и 4-й Летней школы.

Первый день целиком был посвящен докладам специально приглашенных участников Школы. Перед аудиторией выступили  д. пс. н., главный н.с. НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ В.Ф. Спиридонов, к. пс. н, доцент ЯрГУ И.Ю. Владимиров, к. пс. н, научный сотрудник МГППУ Т.Н. Котова, к. пс. н., н.с. НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ Ал.А. Котов. В их выступлениях затрагивался широкий круг вопросов: экспериментальное доказательство существования инсайта и его психологические механизмы, роль рабочей памяти в решении мыслительных задач различных типов, особенности формирования понятий в ранних возрастах (явление и сущность эссенциализма), проявления и природа базового уровня категоризации, соответственно. 

Во время вечерней программы в неформальной обстановке участники имели возможность ближе познакомиться друг с другом, обсудить интересующие их вопросы (как профессионального плана, так и не очень), наладить контакты, задать вопросы старшим коллегам, в том числе, выяснить, как устроена жизнь психолога-исследователя в нашей стране и увидеть сложившуюся ситуацию без «розовых» или «черных» очков.

Во второй день в качестве приглашенных докладчиков выступили к.б.н., доцент кафедры психофизиологии факультета психологии НИУ ВШЭ Б.В.Чернышев, к.пс.н., с.н.с. НУЛ КИ В.В.Овсянникова, и к.ф.н., ведущий научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт» Арт.А.Котов. Их доклады были посвящены современным представлениям о психофизиологии внимания, механизмах переработки эмоциональной информации и возможностям автоматической обработки эмоциональной речи, соответственно. В этот же день состоялись первые доклады участников, в том числе, стажера-исследователя НУЛ КИ М.С. Пермогорский. После ужина состоялась групповая дискуссия, посвященная обсуждению места и перспектив отечественной исследовательской психологии в контексте мировой науки. Выводы, к которым пришли дискутанты, не отличались особым оптимизмом.

Третий день также оказался смешанным, выступали как участники Школы, так и специально приглашенные докладчики, среди которых: сотрудник ВЦ РАН С.А. Каунов, м.н.с. СПБГУ А.А. Четвериков, к.пс.н., завлаб НУЛ КИ И.С. Уточкин и к.пед.н., с.н.с. НУЛ КИ Д.В. Люсин, которые рассказали о современных вычислительных когнитивных архитектурах, эмоциональных процессах, лежащих в основании осознания, статистической основе процессов перцептивной группировки и сегментации и свежих данных о связи  внимания и эмоций. На вечернем заседании участники рассказали о тех научных организациях, которые они представляют, о тематике текущих исследований и о возможностях присоединиться к ним.

В четвертый день впервые за все годы проведения мероприятий памяти К. Дункера состоялась постерная сессия. Модный формат, уверенно завоевавший права гражданства на международных конференциях, теперь был опробован и на Школе молодых ученых. Преимущество данного способа представления исследований проявилось во всем блеске: каждый из участников мог задать и обсудить интересующие его вопросы автору постера, а тот, в свою очередь, получал разноплановую обратную связь, которая в условиях устного доклада бывает, к сожалению, весьма ограниченной. Во второй половине дня перед участниками с докладами выступили д.б.н., профессор кафедры психофизиологии НИУ ВШЭ З.А. Зорина и к.пс.н., ведущая н.с. НУЛ КИ М.В. Фаликман.

Завершающий день конференции был отмечен докладами к. пс. н, доцента ЯрГУ С.Ю. Коровкина о современных исследованиях феномена функциональной фиксированности и к.пс.н, доцента РГГУ Ю.Е. Кравченко об особенностях переживания ага-реакциипри решении задач на угадывание, а также докладами участников Школы.

На заключительном шеринге участники обсудили свои впечатления о прошедшем мероприятии и наметили возможные содержательные и процедурные усовершенствования будущих Летних школ.


М. Пермогорский, В. Спиридонов