• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заседание лаборатории 29.05

29 мая с докладом на тему «Репрезентация эмоций у детей 15–18 мес.: возможности по построению ожиданий о действиях на основе наблюдавшейся эмоциональной экспрессии» выступили к.п.н., доцент ИОН РАНХиГС Котова Татьяна и аспирант НИУ ВШЭ Дергачев Ярослав.

Данное исследование было направлено на изучение репрезентации эмоций, то есть, способности испытывать определенную эмоцию при отсутствии актуальной стимуляции, провоцирующей эту эмоцию, у детей 15–18 мес. Для оценки проявления в этом возрасте такой способности мы разработали парадигму с демонстрацией эмоциональных экспрессий, направленных на два нейтральных объекта, и замером ожиданий ребенка о последующих действиях с этими объектами. Наши гипотезы были основаны на предыдущих эмпирических данных, представленных в литературе: о феномене социальной референции у детей 6–14 месяцев (Klinnert, 1984; Moses, Baldwin, Rosicky, Tidball, 2001; Mumme, Fernald, 2003), об эффекте обобщения референциальных проявлений эмоций при сопровождении остенсивными сигналами у 14-месячных детей (Egyed, Kiraly, Gergely, 2013).    

В эксперименте 1 эмпирически мы оценивали разницу в длительности смотрения на тестовое видео в условии, когда выбор объекта был согласованным с предыдущей эмоциональной экспрессией (выбран объект, в отношении которого была на предыдущем шаге продемонстрирована положительная эмоциональная экспрессия, а не тот, к которому была продемонстрирована отрицательная), и в условии, когда  выбор объекта был несогласованным с предыдущей эмоциональной экспрессией (выбран объект, в отношении которого на предыдущем шаге была продемонстрирована отрицательная, а не положительная экспрессия). Результаты показали статистически значимые различия в этих условиях. Эксперимент 2 был проведен с более сложными условиями: демонстрируемые эмоции были одинаково положительными, но содержательно разными (интерес и симпатия), и на тестовом этапе они могли соответствовать или не соответствовать намерениям человека на видео: соответствующим интересу мы задали намерение исследовать объект, а соответствующим симпатии — погладить его. Результаты показали, что участники 15–18 мес. «удивляются» только если объект, к которому проявляли интерес, на тестовом видео гладят, но не «удивляются» намерению погладить или намерению исследовать объект, вызвавший на предыдущем видео симпатию.