• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

5-я Летняя школа по когнитивной психологии памяти К. Дункера

С 31.08 по 04.09 в Подмосковье состоялась очередная 5-я Летняя школа по когнитивной психологии памяти К. Дункера, организованная Лабораторией когнитивных исследований НИУВШЭ.

 С 31.08 по 04.09 в Подмосковье состоялась очередная 5-я Летняя школа по когнитивной психологии памяти К. Дункера, организованная Лабораторией когнитивных исследований НИУВШЭ. По уже устоявшейся традиции в программу вошли доклады приглашенных гостей и участников, прошедших конкурсный отбор. Отрадно, что в этом году продолжилось расширение «географии» участия: помимо традиционных центров когнитивных исследований – факультетов психологии НИУВШЭ, СПБГУ, РГГУ, ЯРГУ – на школе был представлен целый ряд вузов, ранее в наличии когнитивных интересов не замеченных: Уральский федеральный университет, Калужский государственный университет, Московский физико-технический институт, Харьковский государственный университет, Московский государственный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, и вузов, ни разу не присылавших своих представителей на наши Школы – Самарского государственного университета. Оказалась широко представлена новая магистерская программа НИУ ВШЭ «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию» - конкурсный отбор успешно прошли четверо магистрантов.

Тематика докладов и обсуждений на Школе оказалась чрезвычайно широкой и достаточно репрезентативно представляла состояние когнитивных исследований в нашей стране: о механизмах имплицитного научения рассказала Н.В. Морошкина (СПБГУ), о современных исследованиях перцептивных процессов - И.С. Уточкин (НИУ ВШЭ) и М.Б. Кувалдина (СПБГУ). Изучению эмоциональных процессов были посвящены доклады Д.В. Люсина (НИУВШЭ) и Ю.Е. Кравченко (РГГУ). О происхождении языка говорила С.А. Бурлак (ИВ РАН). О механизмах формирования понятий рассказывали А.А. Котов (НИУ ВШЭ) и Т.Н. Котова (РАНХиГС). Мозговым механизмам социального восприятия был посвящен доклад В.А. Ключарева (НИУВШЭ). А.А. Четвериков (СПБГУ) рассказал о возможных эмоциональных механизмах предсказаний. Разноплановым исследованиям процесса решения мыслительных задач (в том числе, с использованием фМРТ) были посвящены выступления И.Ю. Владимирова (ЯРГУ), С.Ю. Коровкина (ЯРГУ), В.Ф. Спиридонова (РАНХиГС - НИУ ВШЭ), Е.В. Печенковой (Virtual CogLab).

Отобранные в результате конкурсного отбора доклады были представлены в рамках двух постерных сессий, в ходе которых также случились бурные обсуждения.

В рамках Школы прошло два круглых стола, посвященных современному состоянию психологических исследований сознания («Проблема сознания и осознания в современной когнитивной психологии» ведущие М.В. Фаликман (МГУ), В.Ф. Спиридонов), и пределам теоретического объяснения процесса решения мыслительных задач («Конкуренция теоретических (объяснительных) моделей в психологии решения задач» ведущий В.Ф. Спиридонов). В последний день состоялось судебный процесс над когнитивных бессознательным, в ходе которого были подробно проанализированы аргументы как «за», так и «против» существования этого мощного когнитивного механизма, имеющего возможности семантической переработки информации (судья – Н.В. Морошкина, прокурор – И.И. Иванчей, адвокат – А.Д. Карпов (все СПБГУ)).

Очередная Летняя школа показала, что когнитивные исследования на русском языке перестают быть редкой экзотикой и постепенно складываются в реальное направление исследований.