• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

"Сегментабельность" в зрительном поиске: новая статья И. Уточкина и М. Юревич

В июльском выпуске влиятельного журнала по исследованиям восприятия "Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance" за 2016 год опубликована статья Игоря Уточкина и Марии Юревич "Similarity and heterogeneity effects in visual search is mediated by "segmentability"".

В июльском выпуске влиятельного журнала по исследованиям восприятия "Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance" за 2016 год опубликована статья Игоря Уточкина и Марии Юревич "Similarity and heterogeneity effects in visual search is mediated by "segmentability"". В статье описывается три эксперимента по методике зрительного поиска. В этих экспериментах испытуемые искали простые уникальные цели среди множества дистракторов (например, маленький круг среди множества средних и больших кругов или линию с наклоном вправо среди множества вертикальных линий и линий, наклоненных влево).

Из предыдущих исследований известно, что сходство между объектами влияет на легкость обнаружения уникальной цели. Чем более похожи между собой элементы фона, тем легче увидеть среди них фигуру, т.е. найти цель. Но это также означает что, чем более непохожи между собой дистракторы (это часто называется гетерогенностью дистракторов), тем сложнее найти среди них цель, поскольку большая гетерогенность означает низкое сходство между всеми элементами, среди которых может оказаться и цель.

Но это не всегда работает таким образом. Уточкин и Юревич варьировали сходство и гетерогенность таким образом, что увеличение гетерогенности одновременно увеличивало сходство между элементами фона, а не уменьшало его. Этого удалось достичь при помощи так называемых переходных признаков. Например, на экране представлено 20 дистракторов и одна цель. Ориентации дистракторов варьируются в диапазоне от 0 до 45 градусов влево, а цель наклонена на 45 градусов вправо. Если дистракторы будут состоять из 10 линий с ориентацией 0 градусов и 10 линий с ориентацией 45 градусов влево, то такой набор будет иметь низкую гетерогенность (используется только два признака, на каждый из которых приходится по 10 экземпляров) и низкое сходство (0 и 45 градусов представляются довольно не похожими друг на друга ориентациями). Если же добавить в набор переходные ориентации от 0 к 45 градусам (например, две линии по 0 градусов, две по 5 градусов, две по 10 градусов и т.д.), то получится большая гетерогенность (десять признаков, два экземпляра на каждый из них) и высокое сходство (ведь средняя разница между каждой парой признаков будет меньше).

 

Использовав подобный подход, Уточкин и Юревич обнаружили интересный результат. Использование переходных признаков сделало зрительный поиск легче, чем использование только крайних признаков. Однако этот эффект наблюдался только в том случае, когда переход был «плавным», т.е. когда интервал между крайними значениями заполнялся множеством признаков с малым шагом перехода (например, по 5 градусов). Когда же переход был «резким» (например, между 0 и 45 градусами добавлялась только одна промежуточная ориентация, т.е. разрыв между соседними признаками был довольно велик), то такой переходный признак, напротив, ухудшал зрительный поиск.

Таким образом, получается, что влияние переходных признаков на зрительный поиск является немонотонным, а значит не может быть объяснено сходством или гетерогенностью самими по себе. Для объяснения своих результатов Уточкин и Юревич предлагают понятие «сегментабельности». Гладкий переход делает общую массу дистракторов слабо различимой, поскольку средняя разница между ними мала. Это повышает вероятность группировки дистракторов между собой, что облегчает поиск уникальной цели (которая, напомним, имеет ориентацию, противоположную всем дистракторам). Когда переход резкий или отсутствует вовсе, разница между признаками более заметна, что приводит к образованию подгрупп («чанков») из дистракторов, обладающих разными признаками. В результате решение о наличии или отсутствии уникальной цели становится более сложным, поскольку требует последовательного просмотра и отвержения нескольких – двух или трех – перцептивных групп.

Ссылка на полную версию статьи на сайте APA:
Utochkin, I.S. & Yurevich, M.A. (2016). Similarity and heterogeneity effects in visual search are mediated by “segmentability”. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 42 (7), 995-1007.