• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заседание лаборатории 18.05

В четверг 18.05 прошла встреча Лаборатории когнитивных исследований с докладом на тему "Планируемое исследование ожиданий о предметной отнесенности нового слова у детей 17-19 мес: роль действия с предметом и формы предмета". В качестве докладчиков выступили Татьяна Котова (ИОН РАНХиГС), Алексей Котов (НИУ ВШЭ), Гергей Чибра (ЦЕУ), Агнес-Мелинда Ковач (ЦЕУ).

 

В настоящее время в области исследований лексического развития активно изучается проблема оснований, по которым ребенок, столкнувшись с новым словом и его предметной отнесенностью, строит ожидания о том, какие другие предметы могут также называться этим словом. Противоположные позиции представлены перцептивным подходом (Smith, 2000) и концептуальным подходом (Csibra  & Shamsudheen, 2015; Macnamara, 1982; Waxman&Gelman, 2009). Перцептивные признаки - доступны и не требуют дополнительного объяснения. В рамках перцептивного подхода было проведено множество эмпирических исследований, демонстрирующих феномен shape-bias: склонность детей 2-3хлетнего возраста ожидать, что новое слово относится к предмету с той же общей формой и не относится к предмету другой формы (Booth&Waxman, 2002; Gathercole, 1997; Soja, 1992; Yoshida&Smith, 2001, 2003a). Однако, ряд исследователей предположили, что за обобщениями уже в годовалом возрасте стоят концептуальные структуры (Yin, Csibra, 2015). Мы полагаем, что первым основанием для обобщения и построения ожиданий о предметной отнесенности нового слова выступают действия, которые взрослый демонстрирует ребенку, произнося новое слово и показывая предмет, к которому оно относится. В докладе было рассказано о плане исследования на основе парадигмы зрительного предпочтения, которое призвано сравнить форму объекта и демонстрируемое с ним действие в качестве потенциального основания для обобщения предметной отнесенности нового слова у 17-19-месячных детей.