Заседание лаборатории 9.11
С докладом на тему "Отрицательная валентность эмоциогенного стимула фасилитирует решение задачи" выступила студентка 4 курса факультета психологии СПбГУ Анастасия Сладкоштиева.
Модель аффекта-как-информации в своих последних вариантах предполагает, что позитивные эмоции (momentary affect) сообщают о ценности любых существующих тенденций психики, усиливая их, а негативные эмоции, наоборот, понижают их ценность, тем самым ослабляя (Clore, Huntsinger, 2007, 2009). Эмоции выступают в данной модели как информация о задаче. Роль негативных эмоций - ингибирующая. Модель избегания (Rofe, 1984; Hatukai, Algom, 2017) предполагает фасилитирующую роль негативных эмоций в случае непрямого взаимодействия с конфликтным стимулом. Негативные эмоции являются следствием встречи с противоречием: избегание отрицательной эмоции фасилитирует решение задачи.
Результаты по четырём экспериментам свидетельствуют в пользу модели избегания Hatukai и Algom об избегании конфликта. В двух последних экспериментах наблюдаются свидетельства в пользу модели избегания – мы видим не только замедление отрицательными эмоциогенными стимулами в задаче взаимодействия с эмоциональными категориями (категоризация стимулов по эмоциям), но и ускорение в задаче избегания эмоциональных компонентов стимула.