• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заседание лаборатории 23.11

С докладом на тему "Эффект выученного невнимания в категориальном научении: природа, проявления и значение для категоризации" выступил доцент департамента психологии ВШЭ и старший научный сотрудник лаборатории Алексей Александрович Котов. 

В докладе рассматривался эффект выученного невнимания (трудности в обращении внимания на информацию, которая ранее была нерелевантной) на примере категориального научения. Было рассказано об истории изучения данного эффекта и ключевые работы, объясняющие факторы, влияющие на данный эффект (фактор задачи и семантической нагруженности). Были приведены данные, о том, что эффект рассматривается в настоящее в разных теоретических подходах: как эффект собственно категориального научения (в основном перцептивным категориям), как проявление более общей группы так называемых “ловушек научения”, а также как закономерность развития научения в онтогенезе. В рамках последнего подхода эффект выученного невнимания представляет для автора наибольший интерес в последние несколько лет в связи с развитием категориального научения у детей в раннем детстве и дошкольном возрасте: развитием необходимых когнитивных функций и использованием специальных стратегий научения, наиболее эффективных в данном возрасте. Сформулированы основные проблемы в изучении данного эффекта, связанные с типами категориальных правил и возможностью экспериментального контроля селективного внимания (на примере наших последних исследований).