• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

6-я Летняя школа молодых ученых"Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии"

В Подмосковье состоялась третья Конференция молодых ученых «Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления», посвященная памяти великого немецкого психолога Карла Дункера

Организованная НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ 6-я Летняя школа "Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии", посвященная памяти Карла Дункера (1903-1940), прошла в пансионате "Лесной городок" в Подмосковье  30 августа - 3 сентября 2015 года. Среди 35 участников – студенты, аспиранты, молодые исследователи и преподаватели из ведущих ВУЗов России: Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Национального исследовательского университета Высшая Школа Экономики, а также специалисты из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Томского государственного университета, РУДН,НИЦ «Курчатовский институт».

Участники Летней школы были отобраны в результате двухступенчатого конкурса на основе представленных ими тезисов собственных психологических исследований. На первом этапе к каждой присланной работе члены программного комитета сформулировали замечания, которые требовали исправления и доработки. На основе доделанных тезисов был сделан окончательный отбор.

Среди сложившихся за много лет принципов работы школ самыми важными, безусловно, являются теоретический и методический плюрализм и ориентация в обсуждениях на содержательные аргументы, а не на формальные статусы участников. Именно так строилась работа и 6-й Летней школы. В низу статьи файл с программой психологической школы.

Первый день целиком был посвящен докладам специально приглашенных участников Школы. Перед аудиторией выступили  д. пс. н., главный н.с. НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ В.Ф. Спиридонов, к. пс. н, доцент ЯрГУ И.Ю. Владимиров, к. пс. н, доцент СПБГУ Н.В. Морошкина, к. пс. н., доцент РГГУ Ю.Е. Кравченко.

Во время вечерней программы в неформальной обстановке участники имели возможность ближе познакомиться друг с другом, обсудить интересующие их вопросы (как профессионального плана, так и не очень), наладить контакты, задать вопросы старшим коллегам, в том числе, выяснить, как устроена жизнь психолога-исследователя в нашей стране.

Во второй день в качестве приглашенных докладчиков выступили к.п.н., старший научный сотрудник МГППУ О.А. Королькова, к.п.н., в.н.с. НУЛ КИ Д.В. Люсин, и к.б.н., руководитель лаборатории когнитивных технологий НИЦ "Курчатовский институт" С.Л. Шишкин.

На Третий день состоялись доклады  Е.В. Печенковой, канд. психол. наук, руководителя группы фМРТ головного мозга ЦЛД ЛРЦ Минздрава; к.п.н., доцента ЯрГУ С.Ю. Коровкина и к.пс.н., завлаба НУЛ КИ И.С. Уточкина.

В четвертый деньсостоялась постерная сессия – модный формат, уверенно завоевавший права гражданства на международных конференциях, уже был успешно опробован на двух предыдущих Школах. Новацией этого года выступила краткая (4 минуты) презентация своей работы, которую должны были сделать все участники. Во второй половине дня перед участниками с докладом выступила к.пс.н., ведущий н.с. НУЛ КИ М.В. Фаликман.

В рамках Летней школы состоялось 4 круглых стола: «Эволюционный смысл познавательных ошибок» (вед. Фаликман М.В., Уточкин И.С., Спиридонов В.Ф., Владимиров И.Ю.), «Инсайт с перцептивной и ментальной точек зрения» (вед. Владимиров И.Ю., Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. Уточкин И.С.), «Инфраструктура исследовательской деятельности» (вед. Овчинникова И.В., Беглер А.М. – сотрудники факультета психологии СПБГУ).  М.н.с. СПБГУ А.Д. Карпов провел учебный курс «Анализ данных в R».

 

На заключительном шеринге участники обсудили свои впечатления о прошедшем мероприятии и наметили возможные содержательные и процедурные усовершенствования будущих Летних школ.
---------
А вот мнение одного из участников психологической школы Морозова Максима: 

Летняя школа молодых ученых памяти К. Дункера это 5 дней интересных обсуждений, споров, общения с коллегами и знакомство с актуальными  экспериментальными исследованиями в разных областях психологии. Школа очень разнообразна по форматам выступлений: это и доклады и лекции и круглые столы и воркшопы и постерная секция и, конечно же, обсуждения в кулуарах. Последнее, кстати, выгодно отличает школы от многих конференций: здесь можно продолжить обсуждение понравившейся темы в неформальной обстановке.
            На школе всегда можно узнать много нового из разных областей исследования в когнитивной психологии и не только. В этот раз были лекции про мозг-компьютер интерфейсы, про особенности обработки данных в фМРТ  исследованиях, про изучение эмоций и многое многое другое. При этом на школе находится время и для детальных и глубоких обсуждений. В этот раз несколько докладов и два круглых стола были посвящены проблеме инсайта: мы обсуждали, как строиться репрезентация задачи, на материале задачи 9 точек, и насколько важен в ней перцептивно-моторный компонент. Получилась живая и продуктивная дискуссия. 

            Я был на школе не первый раз и очень рад видеть, что организаторы продолжают улучшать школу, искать новые форматы.

            В этом году было два интересных нововведения. Первое, воркшоп по обработке данных в R. Формат воркшопа оказался удачным для школы, т.к. время позволяет провести несколько занятий, что является хорошей базой для дальнейшего самостоятельного изучения. Второе нововведение касалось выступлений на постерной секции. Все участники, по очереди, в течение 4 минут должны были кратко рассказать о своем исследовании. Научиться рассказывать суть своего исследования за короткое время- это очень полезный навык. А также, такие выступления сразу помогают выделить наиболее интересные для себя постеры, что помогает сориентироваться и не упустить ничего важного.

            Школа это очень приятное место, где можно не только учиться, но и развлекаться, а также, обсуждать, спорить и общаться с коллегами. 

 Программа Летней школы "Дункер" (DOCX, 32 Кб)